(8 8152) 42-13-10

УТВЕРЖДЕН

внеочередным Общим собранием членов

Мурманской областной

нотариальной палаты

протокол №  2 от  22 декабря 2023 года

 

УСТАВ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

(в новой редакции)

Глава 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Мурманская областная  нотариальная палата (далее - Палата)  является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой (далее – нотариусы)  на территории Мурманской области.

1.2. Деятельность  Палаты осуществляется в  соответствии с  законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и настоящим Уставом.

1.3. Полное наименование Палаты: Мурманская областная нотариальная палата.  

       Сокращенное  наименование Палаты: МОНП.

       Палата имеет право исключительного использования своего наименования.

1.4. Место нахождения палаты: город Мурманск.

1.5. Почтовый адрес Палаты: 183031, город Мурманск, улица им. М.И., Калинина, д.77.

Глава 2.   ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАЛАТЫ

2.1. Палата является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления.

2.2. Палата имеет в собственности обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в судах любой юрисдикции. Палата вправе при реализации своих полномочий заключать гражданско-правовые и трудовые договоры.

2.3. Палата имеет самостоятельный баланс, смету доходов и расходов. Палата вправе в установленном законодательством порядке открывать счета в банках, в том числе в иностранной валюте.

2.4. Палата имеет печать, содержащую полное наименование Палаты на русском языке. Палата  имеет штампы, бланки со своим наименованием, иные средства идентификации, а также эмблему, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. Эмблема МОНП имеет буквенно-графическое изображение, заключенное в овал и полуовал: овал – синего цвета, полуовал – красного цвета. Графическая часть эмблемы выполнена в виде символизированного изображения открытой книги и пера. Книга выполнена в синем цвете, перо – в черном. Внутри овала в две строки по контуру в верхней и нижней части имеется надпись черными литерами: «МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА». Допускается использование эмблемы без применения надписи внутри овала. Эмблема палаты может выполняться в одноцветном изображении.  

2.5. Палата не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Палаты не отвечают по обязательствам  Палаты.

2.6. Палата осуществляет публично-правовые полномочия в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

2.7. Палата может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует им. Палата в качестве приносящей доход деятельности вправе осуществлять издательскую, полиграфическую, информационную и просветительскую деятельность, архивное дело, оказание юридических услуг, отвечающих целям создания Палаты, а также приобретение и реализацию имущественных и неимущественных прав.

2.8. Палата создана без ограничения срока деятельности. Реорганизация и ликвидация Палаты, порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. Палата не имеет филиалы и представительства.

2.10.  Палата в силу закона является членом Федеральной нотариальной палаты.

 Глава 3.  ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ

3.1. Палата в соответствии с законодательством о нотариате призвана организовывать публично-правовую деятельность нотариусов по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

3.2. Целями деятельности Палаты являются:
3.2.1. представление и защита интересов нотариусов;
3.2.2. оказание помощи и содействия нотариусам в развитии частной нотариаль­ной деятельности;
3.2.3. организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса;
3.2.4. организация повышения профессиональной подготовки нотариусов;
3.2.5. организация страхования нотариальной деятельности.
3.2.6. обеспечение защиты социальных прав нотариусов, оказание нотариусам, сложившим свои полномочия, дополнительного социального обеспечения.

3.3. В рамках полномочий, определённых законодательством Российской Феде­рации о нотариате и настоящим Уставом, Палата:
3.3.1. представляет интересы нотариусов в органах законодательной, исполни­тельной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юриди­ческими и физическими лицами, в том числе по вопросам, связанным с профессиональ­ной деятельностью нотариусов;
3.3.2. организует и координирует деятельность членов Палаты по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
3.3.3. оказывает помощь и содействие нотариусам в развитии профессиональной деятельности, обеспечивает защиту профессиональных прав и интересов нотариусов, организует работу по улучшению условий труда;
3.3.4. разрабатывает и реализует программы по социальной защите и оказанию материальной помощи нотариусам, лицам, ранее работавшим нотариусами, и иным ли­цам в соответствии с указанными программами;
3.3.5. осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, соблюдением требований настоящего Устава и Кодекса профессиональ­ной этики нотариусов в Российской Федерации;
3.3.6. анализирует и обобщает опыт работы нотариусов, разрабатывает и издает методические пособия и справочно-информационные материалы по вопросам нотари­альной деятельности;
3.3.7. ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами раз­меры региональных тарифов, не превышающие предельных размеров региональных та­рифов, установленных Федеральной нотариальной палатой; размещает на официаль­ном сайте Палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инфор­мацию об установленных размерах региональных тарифов;
3.3.8. обеспечивает повышение профессиональной подготовки нотариусов, по­мощников нотариусов и работников Палаты, организует стажировку лиц, претендую­щих на должность нотариуса, и контроль за её проведением;
3.3.9. согласовывает кандидатуры на должность помощника нотариуса;
3.3.10. выдаёт рекомендации для участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса;
3.3.11. организует страхование нотариальной деятельности, заключает договоры коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов, контролирует заключение договоров страхования гражданской ответственности нотариусами;
3.3.12. контролирует полноту и своевременность выполнения обязанности чле­нов Палаты по уплате членских взносов и других платежей членов Палаты;
3.3.13. участвует в мероприятиях по научно-практическому исследованию про­блем развития нотариата, а также в сфере совершенствования законодательства, регу­лирующего организацию нотариальной деятельности;
3.3.14. обеспечивает участие нотариусов в мероприятиях, организуемых орга­нами государственной власти и органами местного самоуправления, а также Федераль­ной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федера­ции;
3.3.15. возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связан­ным с деятельностью нотариусов;
3.3.16. применяет  в отношении нотариусов  и лиц, их замещающих, меры дисциплинарной ответственности;
3.3.17. обращается в суд с представлениями о приостановлении полномочий нотариусов и ходатайствами о лишении нотариусов права нотариальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством;
3.3.18. взаимодействует с территориальным органом федерального органа юстиции (далее - территориальный орган юстиции) по вопросам нотариальной деятельности в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, в том числе в связи с принятием совместных документов и решений в сфере нотариата;
3.3.19. применяет современные методы передачи, обработки и хранения информации, осуществляет мероприятия по защите информации, содержащей сведения о нотариальных действиях; осуществляет передачу и распространение информации, в том числе о деятельности Палаты, её органов и проводимых мероприятиях с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; формирует и ведёт учёт информации, в том числе касающейся профессиональной деятельности нотариусов, с использованием электронных баз данных;
3.3.20. взаимодействует с Федеральной нотариальной палатой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Уставом Федеральной нотариальной палаты и настоящим Уставом;
3.3.21. осуществляет профессиональное сотрудничество с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации;
3.3.22. развивает международные связи в сфере нотариальной деятельности;
3.3.23. участвует в работе других организаций, в том числе выступает в качестве учредителя других организации, в порядке, установленном законодательством;
3.3.24. организует и проводит культурно-массовые и спортивно-оздоровитель­ные мероприятия для членов Палаты;
3.3.25. оказывает благотворительную помощь;
3.3.26. определяет перечень поселений или населённых пунктов, входящих в со­став нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий; утверждает график приёма населения в указан­ных поселениях или населённых пунктах в порядке, предусмотренном законодатель­ством Российской Федерации о нотариате; обеспечивает соблюдение нотариусами ука­занного графика приёма населения;
3.3.27. принимает в нотариальный архив на постоянное и временное хранение нотариальные документы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о нотариате, и обеспечивает в соответствии с правилами хранения нотари­альных документов в нотариальном архиве организацию хранения, комплектования, учета и использования переданных нотариальных документов; выдает копии нотари­альных документов, в том числе в электронной форме, архивные справки и подлинники нотариальных документов из нотариального архива в порядке, установленном законо­дательством;
3.3.28.     осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, Мурманской области и настоящим Уставом.

3.4. Палата осуществляет полномочия через свои органы, созданные в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Глава 4. ИМУЩЕСТВО ПАЛАТЫ

4.1.   Имущество Палаты составляют материальные ценности и финансовые ресурсы, находящиеся на её балансе и являющиеся собственностью Палаты, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения, нематериальные активы, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права.
Имущество и полученная Палатой прибыль не подлежат распределению между её членами.

4.2.   Источниками формирования имущества Палаты в денежной и иных формах являются:
- членские взносы и другие платежи членов Палаты;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые  от собственности Палаты;
- доходы от деятельности Палаты, не запрещенной законом и предусмотренной настоящим Уставом;
- другие, не запрещённые законом, поступления.

4.3.   Членские взносы и другие платежи членов Палаты являются обязательными, составляют основной источник формирования имущества Палаты и являются собственностью Палаты.

Размер членских взносов и других платежей членов Палаты, необходимых для выполнения её функций, а также порядок их уплаты определяются Общим собранием членов Палаты (далее - Собрание) не реже чем один раз в два года.

Размер членских взносов устанавливается с учётом утверждённой Собранием сметы доходов и расходов Палаты на очередной финансовый год.

Члены Палаты помимо взносов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, вносят в Палату членский взнос в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме.

Отсрочка или рассрочка уплаты членских взносов и других платежей, а также  уплата членских взносов и других платежей путем зачета требований к Палате возможны только по решению Правления Палаты (далее - Правление).

Освобождение от уплаты членских взносов и других платежей не допускается.

Возврат внесённых в Палату членских взносов и других платежей членов Палаты не допускается, за исключением излишне уплаченных сумм.

4.4. Расходование средств Палаты производится согласно смете доходов и расходов на текущий год.

4.5. Полномочия органов Палаты на совершение сделок с имуществом Палаты определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

4.5.1.    Сделки (или несколько взаимосвязанных сделок), связанные с отчужде­нием, возмездным приобретением или обременением Палатой движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет 1000000 (один миллион) рублей или более, а также сделки, связанные с отчуждением, возмездным приобретением либо обремене­нием недвижимого имущества Палаты, совершаются по решению Собрания;

4.5.2. Иные сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок), связанные с от­чуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой движимого иму­щества (имущественных прав), стоимость которого составляет  до 1000000 (одного миллиона) рублей, совершаются по решению Правления Палаты, в пределах утверждённой Собра­нием сметы;

4.5.3. Решение по совершению остальных сделок принимается Президентом или Правлением Палаты в пределах своей компетенции.

4.6. Палата обеспечивает наличие достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества Палаты, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Глава 5.  КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

5.1. В случаях, предусмотренных законом, Президент Палаты (далее - Президент), члены Правления, члены Ревизионной комиссии Палаты (далее - Ревизионная комиссия) и Управляющий делами Палаты (далее - Управляющий), лицо, исполняющее обязанности Управляющего, признаются заинтересованными лицами в совершении тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами.

5.2. В случае если указанное в пункте 5.1 Устава лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Палата, а также в случае иного противоречия интересов заинтересованного лица и Палаты в отношении существующей или предполагаемой сделки:

а)    оно обязано сообщить о своей заинтересованности Правлению до момента принятия решения о заключении сделки;

б)    сделка должна быть одобрена Правлением, если её одобрение не отнесено к компетенции Собрания в соответствии с настоящим Уставом.

5.3.    Заинтересованное лицо несёт перед Палатой ответственность в размере убытков, причинённых им Палате. Если убытки причинены Палате совместно несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед ней является солидарной.

Глава 6.  ЧЛЕНСТВО В ПАЛАТЕ

(ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ПАЛАТЫ)

6.1.   Членами Палаты  с правом решающего голоса в силу закона являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, наделённые правом совершения нотариальных действий в нотариальных округах Мурманской области.

6.2.   Членами Палаты с правом совещательного голоса могут быть лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Указанные лица становятся членами Палаты на основании решения Правления, принятого после подачи таким лицом Правлению письменного заявления.

6.3.   Утрата лицом статуса нотариуса влечёт прекращение членства нотариуса в Палате.
Членство лиц, указанных в пункте 6.2 Устава, в Палате прекращается на основании их письменного заявления либо по решению Правления в связи с неисполнением ими обязанностей члена Палаты, предусмотренных настоящим Уставом.

6.4.    Член Палаты имеет право:
6.4.1. участвовать в деятельности Палаты в порядке, определённом законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
6.4.2. избирать и быть избранным в органы Палаты, а также по решению уполномоченного органа Палаты избираться в органы Федеральной нотариальной палаты, за исключением лиц, указанных в пункте 6.2. Устава;
6.4.3. пользоваться защитой своих интересов со стороны Палаты в рамках ее прав, юридических и экономических возможностей;
6.4.4. обращаться в органы Палаты по любым вопросам деятельности Палаты, вносить предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
6.4.5. участвовать в заседаниях Правления, комиссий, советов и рабочих групп, образуемых Собранием, Правлением или Президентом в порядке и в случаях, предусмотренных локальными актами Палаты, если иное не установлено Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
6.4.6. получать информацию о деятельности Палаты и знакомиться с ее документами, в том числе протоколами заседаний Собрания, Правления, комиссий, советов и рабочих групп,  на официальном сайте Палаты, информационных стендах Палаты, посредством получения рассылаемой информации, в том числе по запросу члена Палаты, а также получать иную информацию  и документы о деятельности Палаты, за исключением информации, для которой федеральным законом установлено требование обеспечения её конфиденциальности, путем личного ознакомления в помещении Палаты, в порядке, устанавливаемом Правлением;
6.4.7. пользоваться оказываемыми Палатой услугами безвозмездно, если иное не предусмотрено решениями органов Палаты, принятыми в пределах их компетенции;
6.4.8. получать компенсацию своих расходов, непосредственно связанных с участием в деятельности палаты, а также получать компенсацию своих расходов на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариуса;
6.4.9. обжаловать решения органов Палаты, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
6.4.10. осуществлять иные права, предусмотренные законом, настоящим Уставом или локальными актами Палаты.

6.5.    Член Палаты обязан:
6.5.1.  соблюдать Устав Палаты;
6.5.2. выполнять решения органов Палаты, принятые в пределах их компетенции;
6.5.3. своевременно уплачивать членские взносы и другие платежи в Палату, необходимые для выполнения её функций, в размере и порядке, определенных Со­бранием;
6.5.4. не разглашать информацию о деятельности Палаты, для которой законом или локальным актом Палаты установлено требование обеспечения её конфиденциальности;
6.5.5. участвовать в заседаниях Собрания, Правления, комиссий и рабочих групп, образуемых Собранием, Правлением или Президентом, по их приглашению;
6.5.6. содействовать осуществлению задач и целей Палаты;
6.5.7. не совершать действия (бездействия), заведомо направленные на причинение вреда Палате;
6.5.8. не совершать действия (бездействия), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Палата;
6.5.9. не позднее трех рабочих дней информировать Палату об изменении своих данных, в том числе о паспортных данных, об адресах своего места жительства, места нахождения нотариальной конторы, места хранения архива (в том числе переданного на временное хранение), контактном номере телефона, адресе электронной почты и др.;
6.5.10. по требованию Палаты представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики;
6.5.11. исполнять другие обязанности, предусмотренные законом, настоящим Уставом или локальными актами Палаты.

6.6.    Член Палаты осуществляет свои права и исполняет обязанности лично. Права и обязанности члена Палаты не могут быть переданы третьим лицам.

Глава 7.   ОРГАНЫ ПАЛАТЫ

7.1.    Органами Палаты являются:
- Собрание;
- Президент;
- Правление;
- Ревизионная комиссия.

7.2.    Избранным в органы Палаты может быть любой нотариус, занимающийся частной практикой и являющийся членом Палаты. Право такого нотариуса быть избранным в органы Палаты не может быть ограничено Уставом.
С утратой лицом статуса нотариуса прекращаются его полномочия в соответствующих органах Палаты.

Глава 8.  ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ ПАЛАТЫ

8.1.    Собрание является высшим органом Палаты.
Решения, принятые Собранием в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения членами Палаты и её органами.

8.2.    К компетенции Собрания относится:
8.2.1. определение приоритетных направлений деятельности Палаты, принципов формирования и использования её имущества;
8.2.2. утверждение и изменение Устава Палаты;
8.2.3. утверждение решений Правления о рассмотрении заявлений о приеме в члены палаты лиц, сдавших квалификационный экзамен и исключения из членов Палаты;
8.2.4. избрание Президента и Правления, досрочное прекращение полномочий Президента, Правления и членов Правления;
8.2.5. избрание Ревизионной комиссии и досрочное прекращение её полномочий и полномочий членов Ревизионной комиссии, утверждение Положения о Ревизионной комиссии и внесение в него изменений;
8.2.6. утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) Палаты;
8.2.7. утверждение годового отчёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности,
8.2.8. утверждение акта Ревизионной комиссии о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Палаты;
8.2.9. принятие решений о реорганизации или ликвидации Палаты в случаях и порядке, установленных федеральным законом, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса;
8.2.10. утверждение сметы доходов и расходов Палаты на очередной финансовый год и изменений в нее;
8.2.11. определение размера, порядка и способов уплаты членских взносов и других платежей членов Палаты;
8.2.12.  принятие решений о совершении сделок (или несколько взаимосвязанных сделок), связанных с отчуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет 1000000 (один миллион) рублей и более, а также сделок, связанных с отчуждением, возмездным приобретением либо  обременением недвижимого имущества Палаты,  в том числе в совершении которых имеется заинтересованность в соответствии с главой 5 настоящего Устава;
8.2.13. определение порядка, условий и размеров компенсаций Президенту, Вице-президенту и членам Правления, предусмотренных настоящим Уставом;
8.2.14. избрание Мандатной комиссии; досрочное прекращение её полномочий, а также полномочий членов Комиссии;  утверждение Положения о Мандатной комиссии, внесение в него изменений;
8.2.15. избрание Счётной комиссии; досрочное прекращение её полномочий, а также полномочий членов Комиссии; утверждение Положения о Счётной комиссии, внесение в него изменений;
8.2.16. рассмотрение жалоб членов Палаты на решения иных органов Палаты;
8.2.17. принятие решений о создании Палатой юридических лиц или об участии в других юридических лицах;
8.2.18. принятие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, решений об обращении в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности;
8.2.19. принятие решений о создании, определении порядка формирования, компетенции, досрочном прекращении деятельности иных комиссий, советов и рабочих групп;
8.2.20. решение иных вопросов, относящихся к уставной деятельности Палаты.
Полномочия, указанные в пунктах 8.2.1 - 8.2.17, 8.2.18 настоящего Устава, относятся к исключительной компетенции Собрания.

8.3.    Собрание вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, в том числе находящиеся в компетенции Президента и Правления.

8.4.    Каждый член Палаты обязан лично участвовать в заседаниях Собрания. Полномочия члена Палаты участвовать в работе и голосовать на заседании Собрания не могут передаваться другим лицам.
При голосовании на заседании Собрания члены Палаты, являющиеся нотариусами, имеют право решающего голоса, а другие члены Палаты - право совещательного голоса.

8.5. Собрание проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Собрание осуществляет свою деятельность в очной форме, если иное не предусмотрено Уставом.
Члены Палаты с правом решающего голоса могут участвовать в заседании ди­станционно с применением электронных либо иных технических средств, позволяю­щих достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Возможность и способ дистанцион­ного участия определяются Правлением.
В повестку дня заседания Собрания, проводимого с использованием электрон­ных либо иных технических средств, не могут быть включены вопросы, требующие проведения тайного голосования.
Собранием может быть утверждён Регламент его проведения.

8.6.   Собрание правомочно, если в нём участвует более половины от общего числа членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
Кворум для проведения Собрания определяется по количеству зарегистрированных на момент начала заседания Собрания членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
Регистрацию членов Палаты, прибывших для участия в Собрании, осуществляет Мандатная комиссия.
Председательствующим на Собрании является Президент, а в его отсутствие - Вице-президент, исполняющий обязанности Президента.
В случае отсутствия Президента и Вице-президента, председательствующий Собрания избирается из членов Палаты с правом решающего голоса, участвующих в заседании Собрания.
На заседании Собрания, в повестку дня которого включён вопрос о выборах Президента, а также в иных случаях по предложению председательствующего, избирается сопредседательствующий на Собрании.

8.7. Заседания Собрания могут быть очередными и внеочередными.
Ежегодно на заседании Собрания заслушиваются отчёты, доклады, акты, инфор­мационные сообщения Президента, Правления, Ревизионной комиссии, иных комис­сий, Управляющего делами, а также в случае необходимости иных структурных под­разделений Палаты.

8.8. Дата, время и место проведения заседаний Собрания, а также перечень вопросов, включаемых в проект повестки дня, устанавливаются решением Правления.
Президент не позднее 30 календарных дней до даты проведения очередного Собрания и 15 календарных дней до даты проведения внеочередного заседания письменно, в том числе с использованием электронной почты, уведомляет членов Палаты о дате, времени, месте его проведения с приложением перечня вопросов, включаемых в проект повестки дня.
Предложения по внесению вопросов в проект повестки дня Собрания могут быть переданы в Палату в письменном виде, в том числе с использованием электронной почты, не позднее чем за 15 календарных дней - до даты проведения очередного Собрания, за 10 календарных дней - до даты проведения внеочередного Собрания, установленной Правлением.
Президент не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения Собрания  направляет членам Палаты проект повестки дня Собрания с приложением материалов, предлагаемых к рассмотрению на Собрании.

8.9.    Ход проведения заседания  Собрания и результаты голосования на нем фиксируются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств. Протокол подписывается председатель­ствующим на заседании и секретарем заседания, избираемым Собранием из числа чле­нов Палаты с правом решающего голоса.
Техническую работу по подготовке протокола  осуществляет  Управление делами.
Протокол составляется в течение 10 рабочих дней с даты окончания заседания Собрания. В Протоколе Собрания указываются:
1) Дата и время  проведения Собрания, место проведения Собрания и (или) способ дистанционного участия членов Палаты в заседании;
2) сведения о лицах, принявших участие в Собрании, председательствующий (сопредседательствующий) и секретарь Собрания, сведения о количественном и персональном составе рабочих органов Собрания (Мандатной комиссии, Счетной комиссии);
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня Собрания;
4) сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если член Па­латы требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.
В протоколе Собрания должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые Собранием.
Протокол подписывается председательствующим (сопредседательствующим - в случае избрания) и секретарём Собрания. Выписки из протокола заседания Собрания подписывает Президент либо Управляющий делами.

8.10. Внеочередное Собрание проводится по инициативе Президента, Правления, по требованию Ревизионной комиссии либо по требованию не менее одной трети членов Палаты, имеющих право решающего голоса.

8.11. Требование о проведении внеочередного Собрания направляется его инициатором (инициаторами) в Палату в письменной форме. Требование должно содержать вопросы предлагаемой повестки дня, мотивы их внесения, подписи лиц, подающих заявление с указанием фамилии, имени, отчества, и необходимые материалы для обсуждения.
Требование о проведении внеочередного Собрания рассматривается Правлением на очередном заседании, следующим за предъявлением указанного требования, но не позднее месяца с момента поступления.
Внеочередное Собрание созывается Правлением в порядке, предусмотренном пунктом 8.8 настоящего Устава.

8.12.    Решения по вопросам, рассматриваемым Собранием, принимаются открытым голосованием, кроме случаев, предусмотренных пунктами 10.1 и 12.1 настоящего Устава.
Подсчёт голосов на Собрании при открытом и тайном голосовании осуществляет Счётная комиссия, избираемая Собранием.
Регистрация, в том числе повторная, участников Собрания, голосование и подсчёт голосов по решению Правления могут производиться с использованием технических средств.
Решения Собрания принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в его заседании членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
По решению Собрания по любому вопросу может быть проведено тайное голосование.

8.13. В случае проведения заседания Собрания с использованием информационных и коммуникационных технологий (систем видеоконференцсвязи) голосование членов Палаты, принимающих участие в заседании Собрания дистанционно, проводится с использованием  технических средств. Идентификация личности члена Палаты, участвующего в заседании дистанционно, осуществляется Мандатной комиссией с применением соответствующих систем идентификации и контроля доступа.
Фиксация волеизъявления члена Палаты, голосующего удалённо по вопросам, решения по которым принимаются открытым голосованием, осуществляется Счётной комиссией с использованием технических средств.

8.14. Решения Собрания могут быть приняты без проведения заседания в очной форме  путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением  принятия решений по вопросам, предусмотренным п. 8.2.1-8.2.7, 8.2.9, 8.2.17, 8.2.18. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством  почтовой, телеграфной,  электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

8.15. Проведение внеочередного Собрания в форме заочного голосования (опросным путём) может быть организовано по инициативе Президента, Правления, Ревизионной комиссии либо не менее одной трети членов Палаты, имеющих право решающего голоса. Требование о проведении внеочередного Собрания с принятием решения в форме заочного голосования направляется его инициатором (инициаторами) в Палату в письменной форме. Требование должно содержать вопросы предлагаемой повестки дня, мотивы их внесения, сведения об инициаторе (инициаторах) проведения Собрания (фамилия, имя, отчество (при наличии)) и необходимые материалы для обсуждения.
Требование о проведении внеочередного Собрания в форме заочного голосования рассматривается Правлением на очередном заседании, следующем за предъявлением указанного требования, но не позднее месяца с момента поступления.
Проведение заочного голосования осуществляется в следующем порядке:
- срок проведения заочного голосования (с указанием даты и времени), перечень вопросов, включаемых в предлагаемую повестку дня, а также информация и материалы, подлежащие направлению членам Палаты, устанавливаются решением Правления;
- Президент не позднее чем за 15 календарных дней до начала проведения заочного голосования уведомляет членов Палаты о сроке его проведения (с указанием даты и времени), о перечне вопросов, включаемых в предполагаемую повестку дня, о возможности ознакомления со всеми необходимыми информацией и материалами, а также о возможности внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
- уведомление о проведении заочного голосования размещается на сайте Палаты в закрытом разделе для нотариусов;
- предложения по внесению вопросов в проект повестки дня могут быть переданы в Палату в письменном виде не позднее чем за 10 календарных дней до проведения заочного голосования;
- не позднее чем за 7 календарных дней до даты проведения заочного голосования Правление утверждает вопросы заочного голосования и проекты решений по ним, срок окончания процедуры голосования, форму бюллетеня для голосования, порядок его подписания и направления в Палату, а также определяет лиц, уполномоченных на подсчет результатов заочного голосования и на подписание протокола о результатах заочного голосования.
Президент не позднее следующего дня со дня принятия решения об утверждении вопросов заочного голосования на сайте Палаты в закрытом разделе для нотариусов размещается информация о сроках начала и окончания голосования, вопросы для голосования с приложением материалов, предлагаемых к рассмотрению Собранием, а также бюллетень для голосования, порядок его подписания и направления в Палату.
Проверку полномочий на участие в заочном голосовании и определение кворума осуществляет Мандатная комиссия. Подсчёт результатов заочного голосования осуществляют лица, определенные Правлением.
Решение Собрания, принимаемое без проведения заседания путем заочного го­лосования, правомочно в случае отправки документов, содержащих сведения о голосо­вании более чем пятьюдесятью процентами от общего числа членов палаты с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовало боль­шинство (более 50 процентов голосов), направивших документы членов Палаты с пра­вом решающего голоса.
Результат заочного голосования оформляется протоколом о результатах заочного голосования, в котором должны быть указаны:
- дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов Палаты, и способ отправки этих документов;
- сведения о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- сведения о лицах, проводивших проверку полномочий на участие в заочном голосовании и определении кворума;
- сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов;
- сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол;
- сведения о ходе голосования, если член Палаты требует их внести в протокол;
- сведения о лицах, подписавших протокол.

8.16. Протокол о результатах заочного голосования составляется в письменной форме, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств, подписывается лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавших результат подсчета го­лосов. Протокол должен быть составлен в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окон­чания процедуры голосования.
Решения Собрания публикуются на сайте Палаты и доступны для всех членов Палаты.

8.17. Материально-техническое и финансовое обеспечение проведения Собрания осуществляется за счет средств Палаты в пределах утвержденной сметы.

Глава 9.  ПРЕЗИДЕНТ ПАЛАТЫ

9.1. Президент - единоличный исполнительный орган Палаты. Президент осуществляет текущее руководство деятельностью Палаты и подотчётен  Собранию.

9.2. Президент Палаты избирается сроком на 5 (пять) лет.

9.3. Президент осуществляет следующие полномочия:
9.3.1. представляет Палату во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами и действует от её имени без доверенности;
9.3.2. представляет интересы Палаты в международных организациях, а также участвует в международных программах профессионального сотрудничества, обмена информацией научного, правового и прикладного характера;
9.3.3. организует и координирует деятельность членов Палаты по обеспечению и защите прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношении;
9.3.4. представляет и защищает права и законные интересы членов Палаты в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами;
9.3.5. организует контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, а также обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом и Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
9.3.6. организует рассмотрение обращений и иных материалов в отношении членов Палаты;
9.3.7. организует работу Правления, формирует проект повестки дня и проводит заседания Правления;
9.3.8. предлагает Правлению для избрания кандидатуру Вице-президента;
9.3.9. формирует советы и рабочие группы при Президенте, утверждает их руководителей;
9.3.10. даёт поручения членам Правления по вопросам, отнесённым к компетенции Правления;
9.3.11. с согласия Правления назначает на должность и освобождает от должности Управляющего делами;
9.3.12. принимает решение о временном возложении обязанностей Управляющего делами на другого работника Управления делами при увольнении или временном отсутствии Управляющего делами;
9.3.13. контролирует исполнение решений Собрания, Правления, приказов и распоряжений Президента, деятельность Управления делами;
9.3.14. организует подготовку и проведение заседаний Собрания;
9.3.15. осуществляет руководство и контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности Палаты;
9.3.16. издаёт приказы  и распоряжения, даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками Управления делами;
9.3.17. выдаёт доверенности от имени Палаты;
9.3.18. распоряжается имуществом Палаты (включая совершение сделок) в пределах своей компетенции;
9.3.19. является уполномоченным представителем Палаты на Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В отсутствие Президента представительство на Собрании представителей нотариальных палат осуществляется членом Палаты с правом решающего голоса, уполномоченным на то решением Правления;
9.3.20. осуществляет взаимодействие с Федеральной нотариальной палатой в соответствии с настоящим Уставом и  Уставом Федеральной нотариальной палаты;
9.3.21. осуществляет иные полномочия, не отнесённые настоящим Уставом к исключительной компетенции Собрания или  компетенции Правления.

9.4. Вновь избранный Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента утверждения Собранием протокола Счётной комиссии о результатах состоявшихся выборов Президента.

9.5. Полномочия Президента прекращаются истечением срока, на который он избран, либо досрочно.

9.6. При истечении срока полномочий Президента ранее избранный Президент продолжает исполнение обязанностей до избрания нового Президента. Его полномочия прекращаются с момента утверждения Собранием протокола Счетной комиссии о результатах состоявшихся выборов нового Президента.

9.7. Исполнение полномочий Президента прекращаются досрочно в случае:
1) добровольного отказа от осуществления полномочий Президента - со дня подачи в Палату соответствующего заявления, если в самом заявлении не указана иная, более поздняя, дата прекращения полномочий;
2) сложения Президентом полномочий нотариуса либо прекращения этих полномочий по решению, приговору суда, вступивших в законную силу - со дня наступления соответствующего факта (события), вступления в законную силу судебного акта;
3) принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Президента - с момента принятия решения Собранием;
4) смерти.

9.8. При досрочном прекращении полномочий Президента исполнение его обязанностей до избрания нового Президента решением Правления возлагается на Вице-президента Палаты или иного члена Правления. Правление организует в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, подготовку и проведение выборов нового Президента.

9.9.  При приостановлении у Президента полномочий нотариуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о нотариате, его обязанности на период приостановления исполняет Вице-президент Палаты, а в случае невозможности исполнения им обязанностей Президента, решением Правления обязанности Президента возлагаются на иного члена Правления.

9.10.    Президент имеет право на денежную компенсацию в связи с отвлечением от занятия непосредственно нотариальной деятельностью для осуществления функций по обеспечению деятельности Палаты.
Порядок, условия и размер компенсации Президенту за исполнение возложенных на него обязанностей определяются Собранием.

9.11.    Жизнь и здоровье Президента по решению Собрания могут быть застрахованы за счёт средств Палаты на сумму и на условиях, определяемых Собранием.

Глава 10. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ПАЛАТЫ

10.1. Президент избирается Собранием путём тайного голосования.
10.2. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
10.3. Кандидатом в Президенты может быть любой нотариус, являющийся членом Палаты, выдвинутый на должность Президента инициативной группой в составе не менее 5 (пяти) членов Палаты с правом решающего голоса либо путём самовыдвижения.
10.3.1. В случае выдвижения кандидата на должность Президента инициативной группой, её члены представляют в Правление не позднее чем за 20 (двадцать) календарных дней до выборов, подписанное ими уведомление о своей инициативе с приложением заявления кандидата о согласии участвовать в выборах.
В случае самовыдвижения кандидат на должность Президента представляет в Правление не позднее чем за 20 (двадцать)  календарных дней до выборов подписанное им уведомление о намерении участвовать в выборах.
К уведомлению должна быть приложена программа кандидата, а также могут прилагаться иные относящиеся к выборам документы.
10.3.2. Уведомления о выдвижении кандидатов на должность Президента и приложенные к ним документы, поступившие в Правление, в течение 5 (пяти) календарных дней должны быть размещены на сайте Палаты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

10.4. Кандидат на должность Президента организует предвыборные мероприятия за счёт собственных средств.

10.5. Кандидат на должность Президента может быть выдвинут на Собрании, в том числе путём самовыдвижения. В случае, если выдвинут только один кандидат на должность Президента, выборы проводятся на безальтернативной основе.

10.6. Избранным Президентом считается кандидат, набравший простое большинство голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в Собрании членов Палаты с правом решающего голоса.

10.7.  В случае, если в результате голосования по выборам Президента, при числе
кандидатов в Президенты более двух, ни одно лицо не набрало большинство голосов, в тот же день проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.

10.8. Выборы считаются несостоявшимися:
- если в результате второго тура голосования ни один из двух кандидатов не набрал простое большинство (более 50 процентов) голосов участвующих в Собрании членов Палаты с правом решающего голоса;
- если решение Собрания о выборах Президента признано судом недействительным.
В случае признания выборов Президента несостоявшимися или в случае досрочного прекращения полномочий Президента, выборы Президента назначаются в порядке, установленном настоящим Уставом, и проводятся не позднее чем через 3 (три) месяца со дня признания данных выборов несостоявшимися или прекращения полномочий Президента.
В случае признания выборов Президента несостоявшимися ранее избранный Президент продолжает исполнять обязанности до избрания нового Президента.

Глава 11. ПРАВЛЕНИЕ ПАЛАТЫ

11.1.    Правление является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Палаты. Правление избирается Собранием из числа членов Палаты, являющихся нотариусами.  
Правление осуществляет общее руководство деятельностью Палаты, за исключением решения вопросов, отнесённых действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции Собрания.
Правление подотчётно Собранию.
Президент является членом Правления по должности.

11.2. Правление избирается сроком на 5 (пять) лет. Численный состав Правления –  не более 5 (пяти) человек, включая Президента.
Президент возглавляет Правление и председательствует на его заседаниях. При отсутствии Президента или невозможности ведения им заседания Правления ведет заседание Вице-президент, а при его отсутствии - один из членов Правления по решению Правления.
Заседание Правления правомочно, если в нём участвуют более половины избранных членов Правления.
Секретарем Правления, а также лицом, осуществляющим подсчёт голосов является Управляющий делами,  в случае его отсутствия секретарь назначается Президентом из числа работников Управления делами.

11.3. Деятельность Правления осуществляется на основе коллегиальности руководства, гласности и отчётности.

11.4. Правление осуществляет следующие полномочия:
11.4.1. защищает интересы нотариусов, оказывает им содействие в осуществлении нотариальной деятельности;
11.4.2.  принимает решения  о созыве  Собрания   в  порядке,  предусмотренном настоящим Уставом;
11.4.3. утверждает проект повестки дня Собрания;
11.4.4. подготавливает материалы по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции Собрания, либо принятым Собранием к своему рассмотрению; в том числе подготавливает предложения по приобретению в собственность Палаты, отчуждению или залогу недвижимого имущества;
11.4.5. организует исполнение решений Собрания и Правления;
11.4.6. принимает решения о совершении Палатой сделок (или несколько  взаимосвязанных сделок), связанных с отчуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет до 1000000 (одного миллиона) рублей, в пределах утвержденной Собранием сметы; а также об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в соответствии с главой 5 настоящего Устава;
11.4.7. принимает решения об открытии в установленном порядке счетов в банках, а также о переводе денежных средств со счета в одном банке на счёт в другом банке;
11.4.8. распоряжается средствами Палаты в соответствии с утвержденной Собранием членов Палаты сметой доходов и расходов, осуществляет перераспределение средств в пределах утверждённой Собранием сметы доходов и расходов Палаты;
11.4.9. по предложению Президента избирает из числа членов Правления Вице-президента и прекращает его полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
11.4.10. согласовывает назначение на должность и увольнение с должности Управляющего делами;
11.4.11. утверждает структуру, штатное расписание и Положение об Управлении делами;
11.4.12. принимает локальные акты и утверждает внутренние документы, регулирующие:
- текущую деятельность Палаты;
- порядок получения информации о деятельности Палаты и ознакомления с ее бухгалтерской и иной документацией;
- компетенцию созданных Правлением в соответствии с настоящим Уставом комиссий, советов и рабочих групп, Управления делами и их полномочиях, а также регулирующие взаимоотношения Палаты с её членами;
11.4.13. образует комиссии и советы, создание которых не отнесено к исключительной компетенции Собрания, осуществляет общее руководство их деятельностью, утверждает положения о комиссиях и советах, их персональный состав, порядок финансирования; утверждает кандидатуры председателей комиссий и советов, формирует рабочие группы и утверждает их руководителей;
11.4.14. принимает решения об участии Палаты в научно-практических мероприятиях по развитию нотариата и совершенствованию законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, определяет порядок и размер финансирования участия Палаты в таких мероприятиях;
11.4.15. обеспечивает участие нотариусов и работников  Управления делами в мероприятиях, организуемых органами государственной и местного самоуправления, Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, содействует развитию и укреплению международных связей в сфере нотариата, определяет порядок и размер финансирования этой деятельности;
11.4.16. организует контроль за:
- исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
- соблюдением Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
- страхованием гражданской ответственности нотариуса;
- исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства;
- соблюдением требований по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц;
- повышением квалификации;
- своевременностью и полнотой уплаты членских взносов и других платежей членов  Палаты;
11.4.17. организует стажировку лиц в целях подготовки их к сдаче квалификационного экзамена и осуществление контроля за прохождением стажировки у нотариусов;
11.4.18. организует мероприятия по повышению профессионального уровня и квалификации нотариусов, стажёров и помощников нотариусов, работников Управления делами;
11.4.19. утверждает обобщения нотариальной практики и методические рекомендации по вопросам совершения нотариальных действий;
11.4.20. ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры региональных тарифов, не превышающие предельных размеров региональных тарифов, установленных Федеральной нотариальной палатой;
11.4.21. рассматривает предложения, обращения и жалобы членов Палаты;
11.4.22. применяет по своей  инициативе  и по представлениям председателей комиссий  и советов меры поощрения членов Палаты и, по представлению Президента или Управляющего делами - работников Управления делами;
11.4.23. рассматривает жалобы на действия нотариусов и принимает по ним решения;
11.4.24. рассматривает дисциплинарные производства и применяет к нотариусам и лицам, их замещающим, меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
11.4.25. принимает решения об обращении в суд с представлениями о приостановлении полномочий нотариусов в случаях, предусмотренных законодательством;
11.4.26. участвует совместно с территориальным органом юстиции в подготовке предложений по количеству должностей нотариусов в нотариальных округах Мурманской области;
11.4.27. избирает представителей Палаты для включения в состав конкурсной комиссии, экзаменационной комиссии по проведению экзамена для лиц, претендую­щих на должность стажёра, а также квалификационной комиссии, образуемой при тер­риториальном органе юстиции;
11.4.28. выдвигает кандидатуры от Палаты для избрания либо утверждения в состав органов, комиссий, советов и рабочих групп Федеральной нотариальной палаты;
11.4.29. даёт рекомендации лицам, желающим участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса;
11.4.30. утверждает перечень сведений о деятельности Палаты, составляющих конфиденциальную информацию;
11.4.31. разрабатывает и реализует программы по социальной защите и оказанию материальной помощи нотариусам, лицам, ранее работавшим нотариусами, работникам Управления делами и иным лицам в соответствии с указанными программами, определяет порядок и размер их финансирования;
11.4.32. определяет перечень поселений или населенных пунктов, входящих в состав нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и  имеется потребность в совершении нотариальных действий; утверждает график приема населения  в указанных поселениях или населенных пунктах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о нотариате; обеспечивает соблюдение нотариусами указанного графика приема населения;
11.4.33. принимает решения об осуществлении материальной поддержки нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном округе, расположенном в малонаселенных и труднодоступных местностях;  ходатайствует об оказании поддержки такому нотариусу за счет средств Федеральной нотариальной палаты; 
11.4.34. принимает решения об оказании благотворительной помощи и определении её размера;
11.4.35. утверждает мероприятия по проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для членов Палаты;
11.4.36. принимает решения по обеспечению организации хранения, комплекто­вания, учета и использования нотариальных документов в нотариальном архиве, утвер­ждает Положение о нотариальном архиве;
11.4.37. решает иные вопросы, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом и не отнесённые к исключительной компетенции Собрания.

11.5.    Заседания Правления проводятся, по мере необходимости, но не реже чем один раз в месяц. По вопросам, не требующим отлагательств, заседания Правления могут проводиться в заочной форме. Правление организует свою деятельность в соответствии с утверждаемым Правлением Регламентом работы Правления. Регламентом работы Правления также может быть предусмотрено проведение заседаний Правления с использование систем видеоконференцсвязи или специальных технических средств.
Заседания Правления созываются Президентом по его инициативе либо могут быть проведены по требованию члена Правления или Ревизионной комиссии.
Организация заседания Правления осуществляется Президентом. Повестка дня, необходимые материалы (документы), сведения о дате, времени и месте проведения заседания доводятся до членов Правления не позднее, чем за 3 рабочих дня до заседания.
Члены Правления могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Возможность и способ дистанционного участия определяется Правлением.
В повестку дня заседания Правления, проводимого с использованием электрон­ных либо иных технических средств, не могут быть включены вопросы, требующие проведения тайного голосования.
На заседаниях Правления ведется протокол, подписываемый председательствующим и всеми членами Правления. Выписки из протокола заседания Правления подписывает Президент (Вице-президент) либо Управляющий делами.
Протокол составляется в течение 5 рабочих дней с момента проведения Правления, датой составления протокола является дата проведения заседания.
В протоколе заседания указываются:
1) дата, место и время его проведения;
2) сведения о лицах, принявших участие в заседании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лице, проводившем подсчёт голосов;
5) сведения о членах Правления, голосовавших против принятия решения Правления и потребовавших внести запись об этом в протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания, если член Правления требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.

11.6.    Решения Правления принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в заседании членов Правления. Каждый член Правления имеет один голос. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.
Решения Правления, за исключением решений, предусмотренных пунктом 8.8 настоящего Устава, доводятся до сведения членов Палаты, на которых они распространяются, в течение 10 календарных дней с даты их принятия способами, определяемыми Правлением.
Голосование по вопросам, вынесенным на обсуждение Правления, проводится открыто.
Правление может принять решение о проведении тайного голосования по любому из обсуждаемых им вопросов. При тайном голосовании изготовление бюллетеней, выдачу их членам Правления и подсчёт голосов осуществляет секретарь Правления.

11.7. Правление организует свою деятельность в соответствии с утверждаемым Правлением Регламентом работы Правления.
Регламентом работы Правления может быть предусмотрено принятие решений по отдельным вопросам посредством заочного голосования с использованием технических средств, о чём указывается в протоколе.

11.8.  Полномочия вновь избранного Правления возникают с момента утверждения Собранием протокола Счетной комиссии о результатах состоявшихся выборов Правления.

11.9. Полномочия Правления прекращаются с истечением срока, на который оно избрано, либо досрочно.

11.10. При истечении срока полномочий Правления ранее избранное Правление продолжает исполнение обязанностей до избрания нового состава Правления. Его полномочия прекращаются с момента утверждения Собранием Протокола Счетной комиссии о результатах состоявшихся выборов нового состава Правления.
В случае признания выборов Правления несостоявшимися ранее избранный состав Правления продолжает исполнять обязанности до избрания нового состава Правления.

11.11. Исполнение полномочий Правления прекращается досрочно в случае:
1) сложения членами Правления полномочий;
2) принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Правления;
3) принятия судом решения о признании недействительным решения Собрания о выборах  Правления и (или) Президента.

11.12. В случае добровольного сложения полномочий Правление считается сложившим полномочия с момента принятия соответствующего решения, если в самом решении не указана иная, более поздняя дата.
В иных случаях полномочия Правления прекращаются с момента наступления соответствующего факта (события), принятия решения Собранием, вступления в законную силу решения суда.

11.13. Исполнение полномочий члена Правления прекращаются досрочно в случаях:
1) добровольного отказа им от осуществления полномочий члена Правления - со дня подачи в Палату соответствующего заявления, если в самом заявлении не указана иная, более поздняя, дата прекращения полномочий;
2)  сложения членом Правления полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, либо прекращения этих полномочий по решению, приговору суда, вступивших в законную силу - со дня наступления соответствующего факта (события), вступления в законную силу судебного акта;
3)  принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий члена Правления - с момента принятия решения Собранием;
4) смерти.

11.14. Члены Правления вправе участвовать в заседаниях комиссий, советов и рабо­чих групп, образуемых Правлением либо Собранием, если иное не установлено Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

11.15. Члены Правления  выполняют свои обязанности на безвозмездной основе и имеют право на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе Палаты. Порядок, условия и размер компенсации членам Правления определяются Собранием.

Глава 12. ВЫБОРЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ) ПРАВЛЕНИЯ

12.1.  Правление избирается Собранием тайным голосованием из числа членов Палаты, являющихся нотариусами.

12.2.  Правом первоочередного выдвижения кандидатур в члены Правления обладает Президент.
В бюллетень для тайного голосования включаются все кандидаты, выдвинутые в состав Правления, в том числе путём самовыдвижения.
Избранными в состав Правления признаются кандидаты, набравшие простое большинство голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в заседании Собрания членов Палаты с правом решающего голоса.
Если количество кандидатов, набравших простое большинство голосов, превышает необходимое в соответствии с пунктом 11.2  настоящего Устава число для избрания Правления в полном составе, избранными членами Правления считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
Если в результате первого тура голосования необходимое количество голосов набрали менее  указанного в пункте 11.2 Устава числа кандидатов, в тот же день по возможности проводятся последующие туры голосования, но не более двух. 
Кандидаты, набравшие необходимое количество голосов в ходе предшествующих туров голосования, в бюллетень для тайного голосования в последующем туре не включаются
Если в результате двух дополнительных туров голосования число кандидатов, набравших большинство (более 50 процентов) голосов, будет менее необходимого для наличия кворума при проведении заседания Правления, выборы считаются несостоявшимися. 

12.3. Выборы Правления считаются несостоявшимися:
- если в результате голосования, в том числе двух дополнительных туров голосования, не избрано минимальное количество членов Правления, необходимое для формирования Правления;
- если решение Собрания о выборах Правления признано судом недействительным.

12.4. В случае признания выборов Правления несостоявшимися или в случае досрочного прекращения полномочий Правления, выборы Правления назначаются в порядке, установленном настоящим Уставом и проводятся не позднее чем через 3 (три) месяца со дня признания данных выборов несостоявшимися или прекращения полномочий Правления.

12.5.  В случае, если установленное пунктом 11.2 настоящего Устава количество членов Правления не избрано, а также при досрочном прекращении полномочий члена Правления на следующем заседании Собрания (очередном или внеочередном) проводятся дополнительные выборы в состав Правления на оставшийся срок полномочий Правления.
Дополнительные выборы в состав Правления не назначаются и не проводятся, если оставшийся срок полномочий Правления составляет менее одного года и количество членов Правления составляет не менее 3 (трех) человек.

                                     Глава 13. ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПАЛАТЫ

13.1.  Правление по предложению Президента из числа членов Правления избирает Вице-президента. Срок полномочий Вице-президента не может превышать срок избрания его членом Правления.

13.2.  Полномочия Вице-президента могут быть прекращены досрочно:
- по решению Правления с момента принятия решения Правлением;
- в случае добровольного сложения полномочий с даты подачи соответствующего заявления, если в самом заявлении не определена иная, белее поздняя, дата  сложения полномочий;
- прекращения полномочий члена Правления.

13.3. Досрочное прекращение полномочий Вице-президента не влечёт за собой досрочного прекращения его полномочий как члена Правления при отсутствии оснований, указанных в пунктах 11.9, 11.11, 11.13 настоящего Устава.

13.4. Объем полномочий Вице-президента определяется Президентом.
На период временного отсутствия Президента его полномочия могут быть переданы Вице-президенту как в полном объёме, так и частично. В период временного отсутствия Президента Вице-президент приступает к исполнению своих обязанностей по письменному распоряжению Президента, при невозможности дать письменное распоряжение - по решению Правления.

13.5. Вице-президент выполняет свои обязанности на безвозмездной основе. При этом он имеет право на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе Палаты. Порядок, условия и размер компенсации Вице-президенту за исполнение возложенных на него обязанностей определяются Собранием.

Глава 14. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

14.1. Ревизионная комиссия является органом Палаты, контролирующим финансово-хозяйственную деятельность Палаты и выполнение решений Собрания, регламентирующих указанную деятельность.

14.2. Ревизионная комиссия действует в соответствии с настоящим Уставом и Положением, утвержденным Собранием.

​14.3. Ревизионная комиссия подконтрольна и подотчётна Собранию.

14.4. Члены Ревизионной комиссии избираются Собранием открытым голосованием из числа нотариусов, являющихся членами Палаты, в составе 3(трех) человек сроком на 5 (пять) лет.
В случае досрочного прекращения полномочий Ревизионной комиссии или полномочий её членов, выборы Ревизионной комиссии или её членов проводятся на очередном Собрании.

14.5. Члены Ревизионной комиссии не вправе получать вознаграждение за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе комиссии.

14.6. Членом  Ревизионной  комиссии  не  может быть лицо, одновременно являющееся членом Правления, иных комиссий или советов, осуществляющих контрольные функции.

14.7.  Полномочия вновь избранной Ревизионной комиссии возникают с момента утверждения Собранием протокола Счетной комиссии о результатах состоявшихся выборов Ревизионной комиссии.

14.8.  Ревизионная комиссия прекращает исполнение возложенных на неё полномочий с момента утверждения результатов выборов Ревизионной комиссии Собранием, на котором состоялось избрание нового состава Ревизионной комиссии, либо с момента принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Ревизионной комиссии.

14.9.  Полномочия члена Ревизионной комиссии прекращаются досрочно также в случае добровольного прекращения полномочий члена Ревизионной комиссии.

14.10.   В случае добровольного прекращения полномочий членом Ревизионной комиссии его полномочия прекращаются со дня подачи в Палату соответствующего заявления, если в самом заявлении не указана иная, более поздняя, дата сложения полномочий.
В иных случаях полномочия члена Ревизионной комиссии прекращаются с момента наступления соответствующего факта (события), принятия решения Собранием, вступления в законную силу решения суда, смерти.

14.11. Ревизионная комиссия из своего состава избирает Председателя Ревизионной комиссии, который организует её работу.

14.12. Ревизионная  комиссия  не менее одного раза в год проводит комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности Палаты и исполнения сметы доходов и расходов.

14.13. Ревизионная комиссия вправе проводить внеочередные проверки по решению Собрания, просьбе Правления или Президента.

При проведении проверок Ревизионная комиссия вправе по согласованию с Президентом привлекать работников Управления делами Палаты.

14.14.    По требованию Ревизионной комиссии Управляющий и иные работники Управления делами обязаны предоставлять документы о финансово-хозяйственной деятельности Палаты.
Иные полномочия Ревизионной комиссии  могут быть установлены Положением о Ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность Палаты и её приостанавливать.

14.15. По результатам проведённой проверки Ревизионная комиссия составляет акт, который подписывается всеми членами Ревизионной комиссии, участвующими в проверке, и представляется для ознакомления Президенту и Правлению, а также Собранию для утверждения.

14.16.  По результатам проведённой  проверки  Ревизионная  комиссия вправе потребовать проведения внеочередного Собрания.

14.17. Решения Ревизионной комиссии принимаются простым большинством (более 50 процентов голосов) членов Ревизионной комиссии, участвующих в заседании, и оформляются протоколом. Протокол подписывается председательствующим на заседании Ревизионной комиссии и секретарём Ревизионной комиссии.

14.18.  Члены Ревизионной комиссии вправе участвовать в заседаниях Правления, комиссий, советов и рабочих групп Палаты с правом совещательного голоса, если иное не установлено Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Глава 15. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПАЛАТЫ

15.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Палаты осуществляется её аппаратом - Управлением делами. Функциональные обязанности, структура и штат­ное расписание Управления делами определяются локальным актом, утверждаемым Правлением. Непосредственное руководство Управлением делами осуществляется Управляющим делами (далее - Управляющий).

15.2.  Управляющий назначается на должность Президентом с согласия Правления. Управляющий является лицом, уполномоченным Правлением для организации и руководства текущей финансово-хозяйственной деятельностью Палаты.

15.3. Трудовые отношения Управляющего с Палатой определяются трудовым законодательством.
Существенные условия трудового договора с Управляющим определяются Правле­нием.

15.4. Управляющий подотчётен и подконтролен Президенту и Правлению.

15.5. Управляющий осуществляет следующие полномочия:
15.5.1. представляет Палату по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, входящим в его компетенцию, во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами;
15.5.2. обеспечивает работу Управления делами по направлениям его деятельности;
15.5.3. в пределах своей компетенции издаёт приказы, распоряжения и даёт указа­ния, обязательные для всех работников Управления делами;
15.5.4. по поручению Президента или Правления представляет Палату в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и учреждениях;
15.5.5. ведет переписку с органами государственной власти, местного самоуправле­ния, физическими и юридическими лицами по вопросам, входящим в его компетенцию;
15.5.6. несёт ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгал­терского учёта в Палате, своевременное предоставление ежегодного отчёта и иной финан­совой отчётности в соответствующие органы, а также сведений о финансово-хозяйственной деятельности Палаты, которые могут быть предоставлены членам Палаты и кредиторам;
15.5.7. заключает сделки и распоряжается имуществом Палаты в пределах своей компетенции и в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и Положением об Управ­лении делами;
15.5.8. по согласованию с Президентом принимает на работу и увольняет с работы работников Управления делами, утверждает Правила внутреннего трудового распорядка и контролирует их соблюдение, применяет к работникам Управления делами меры поощре­ния и дисциплинарного воздействия;
15.5.9. выдаёт доверенности от имени Палаты в пределах своей компетенции;
15.5.10. по решению Правления открывает счета в банках;
15.5.11. подписывает платёжные документы и осуществляет иные полномочия, предусмотренные решениями Собрания, Правления и настоящим Уставом.

15.6. Трудовой договор с Управляющим может быть расторгнут по его инициативе, а также по решению Правления в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.

15.7. При увольнении Управляющего Президент принимает решение о возложении исполнения обязанностей Управляющего на другого работника или о приёме на должность нового Управляющего в установленном настоящим Уставом порядке.
В случае временного отсутствия Управляющего (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) временное исполнение его обязанностей возлагается решением Президента на другого работника Управления делами.

15.8.  Работники Управления делами обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий и иных сведений конфиденциального характера. За разглашение тайны и причинение нотариусу или Палате ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                            Глава 16. КОМИССИИ, СОВЕТЫ И РАБОЧИЕ ГРУППЫ

16.1.    Для проверки полномочий и регистрации членов Палаты для участия в заседаниях Собрания создаётся и действует Мандатная комиссия.
Мандатная комиссия избирается Собранием из числа членов Палаты - нотариусов открытым голосованием  в количестве 3 (трех) человек сроком на 5 лет.  Персональный состав Мандатной комиссии определяется Собранием.
Мандатная комиссия из своего состава выбирает Председателя Мандатной комиссии.
Решения Мандатной комиссии оформляется протоколом и доводятся до сведения участников Собрания. Протокол Мандатной комиссии является приложением к Протоколу Собрания.

16.2.  Счётная комиссия избирается Собранием из числа членов Палаты - нотариусов открытым голосованием на период работы Собрания в количестве 3 (трех) человек. Персональный состав Счётной комиссии определяется Собранием.
Счётная комиссия из своего состава выбирает Председателя Счётной комиссии.
Счётная комиссия производит подсчёт голосов при проведении голосования по всем вопросам, внесённым в повестку дня Собрания, в том числе  подсчёт голосов при проведении тайного голосования, объявляет результаты голосования. Решение Счётной комиссии оформляется протоколом, который является приложением к Протоколу Собрания. Результаты голосования вносятся в Протокол Собрания.

16.3. Для рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности нотариусов и лиц, их замещающих, создается Комиссия по профессиональной этике нотариусов. Комиссия по профессиональной этике нотариусов рассматривает вопросы соблюдения нотариусами, лицами, их замещающими, норм профессиональной этики и иных требований, предусмотренных Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации и настоящим Уставом.
Члены Комиссии по профессиональной этике нотариусов избираются Правлением открытым голосованием из числа нотариусов, являющихся членами Палаты, в составе не менее 5 (пяти) человек на срок полномочий Правления.
Избрание Председателя Комиссии по профессиональной этике нотариусов, досрочное прекращение его полномочий также относится к компетенции Правления МОНП. Председатель Комиссии по профессиональной этике нотариусов организует работу Комиссии.
Членом  Комиссии  не может  быть лицо,  одновременно  являющееся  членом  Правления. Члены Комиссии могут входить в другие комиссии и советы Палаты, за исключением иных комиссий или советов, осуществляющих контрольные функции.
Комиссия по профессиональной этике нотариусов действует в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, настоящим Уставом и Положением, утверждаемым Правлением.

16.4.  Собрание и Правление в целях обеспечения деятельности Палаты по отдельным направлениям, рассмотрения конкретных вопросов, подготовки предложений и документов вправе создавать иные комиссии, советы и рабочие группы.
Президент вправе самостоятельно создавать советы и рабочие группы в целях реализации своих полномочий, предусмотренных настоящим Уставом.
Комиссии, советы и рабочие группы формируются на добровольной основе из числа членов Палаты.
В состав рабочих групп и советов, создаваемых Собранием, Правлением или Президентом, могут соответствующим решением включаться представители научных и иных учреждений и организаций по согласованию с ними.
Комиссии и советы, создаваемые по решению Собрания или Правления, действуют согласно положениям, утверждаемым соответственно Собранием или Правлением.
Предмет и цели  деятельности  комиссий  и  советов Палаты, порядок финансирования этой деятельности, права и обязанности, подотчётность членов комиссий и советов определяются положениями о соответствующих комиссиях, советах.
Размер финансирования деятельности комиссий, советов и рабочих групп определяется Правлением.
Членам комиссий, советов и рабочих групп за счёт средств Палаты по решению Правления может выплачиваться компенсация документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе комиссий, советов, рабочих групп.
Деятельность членов комиссий, советов и рабочих групп может подлежать поощрению в формах, определяемых Правлением.

                 Глава 17. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА ПАЛАТЫ

17.1. Решения об изменении Устава Палаты принимаются Собранием простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в его заседании членов Палаты, имеющих право решающего голоса.

17.2. Изменения в Устав Палаты подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке и вступают в силу для третьих лиц с момента такой регистрации.